Павел Корзунович / Алехандро Ранхель Идальго (Мексика) / Часть 2
Павел Корзунович
Главная
Новости
Фотогалерея
Архив фотогалереи
Записки макрушника
Хроника Китайского Американца
Приключения муравьишки
Заповедный напев
Тайны дремучих полян
Мечты сбываются (АНОНС)
Олени корабельного леса
Ночные гости
Мегарисса
Журнал сайта НАТУРАЛИСТ
Записки Бутовского отпускника
Два дня в Пикачос (Мексика)
Водный Дракон (Мексика)
Птички невелички у нас в гостях(Мексика)
Коати Тепостлана (Мексика)
Las Piedrotas (Мексика)
Алехандро Ранхель Идальго (Мексика)
Часть 1
Часть 2
Из записной книжки (Мексика)
Отдать швартовы, или пристегните ремни (о.Гаити)
Из ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ (Индонезия)
Долина Балием (о.Новая Гвинея)
Острова реликтовых драконов (о.Ринча, о.Комодо)
Остров Канава
Из записной книжки (Папуа)
Бурый пеликан (Куба)
CALOT(Вьетнам)
Красивое(КРАСНОЕ) море (Египет)
Затерянная земля (Египет)
В саду у осьминога
АНГКОР (Камбоджа)
Щурки Тайланда
Ленивый отпуск в Доминикане
Технический
О себе
Контакты

Часть 2

 

Нашим гидом по залам музея любезно согласилась стать Мария- Эмилия Ранхель-Брун, директор музея, племянница Алехандро. В музее  мы познакомились также с охранником, который работал в свое время в мастерской Ранхеля.  Алехандро даже предлагал ему стать его учеником, но тот отказался, сказав, что «художеством на хлеб не заработаешь»… Интервью началось прямо на улице, перед входом в музей. Сначала мы задавали заранее заготовленные вопросы, однако вскоре завязалась живая беседа. Мария Эмилия, похоже, не была избалована вниманием прессы, да и те материалы, которые она нам переслала заранее, нам показались довольно официозными.
Но тут перед нами открывался совсем другой, не казённый Ранхель. Обаятельная рыжеволосая женщина, жестикулируя, вспоминала всё новые и новые жизненные коллизии, реплики Алехандро и людей, которые знали и ценили его талант- художника, дизайнера, собирателя древностей, воспитателя, друга и просто человека, влюблённого в родную землю.

В какой-то момент в глазах Марии-Эмилии сверкнули слёзы и мы выключили запись. Встряхнув головой, Мария-Эмилия предложила нам выпить кофе из зёрен, собранных в Ногейросе. Налила нам и себе по чашке ароматного напитка и интервью продолжилось уже с чашками в руках. Только у входа в музей мы поставили чашки на столик и вооружились фотокамерами.  Мария-Эмилия разрешила нам  сделать фотографии оригиналов работ Ранхеля. Картины, открытки, мебель, выполненная по его эскизам, оригиналы эскизов, публикации. Давайте пройдем вместе с нами по залам музея.

Первый зал знакомит нас с работами Алехандро Ранхеля в качестве дизайнера мебели. Здесь представлена небольшая часть работ выполненных в 1971-1976 годах.  В этот период он преподавал в основанной им школе. В настоящее время эта мебель является собственностью Университета Колимы.

 

Переходим в  следующий зал.Мы попадаем на старинную мексиканскую кухню. Здесь представлена различная пре-испанская и колониальная утварь. От глиняных кувшинов до плетеных корзин, от различных жаровень, грилей до кастрюль и сковородок, тазы, ложки, бутыли и бидоны. Среди прочего выделяется огромная чаша из вулканического камня- фильтр для воды; медленно прокапывая через пористую толщу, вода полностью очищалась от грибков и бактерий.  

В смежном зале можно познакомиться с картинами художника. Они сочетают в себе деликатность и тонкость в линиях и стиле. Алехандро черпал вдохновение из природной красоты асьенды Ногейрас, из окружающих её природных ландшафтов.  Основная масса картин связана с природой, хотя художник никогда не писал пейзажей. Стиль его картин представляет собой синтез изображений цветов и листьев, плодов, насекомых, птиц. Целая серия работ посвящена бабочкам в сочетании с фруктами. 

 В картинах чувствуется игра цвета и форм, реальность сочетается с фантазией, тщательно выписанные детали соседствуют с абстрактными формами.  Для рассмотрения отдельных деталей нам пригодились приложенные к картинам лупы.

Ещё одна серия посвящена Христу-младенцу (niño Dios), как бы он выглядел, если бы родился в одном из штатов Мексики (Колиме, Мичоакане, Веракрусе…).  Колимский младенец-Христос дремлет в уютном окружении даров земли (кокосы, бананы-мачо, знаменитые колимские лаймы) и, конечно, же его сон охраняет глиняная собачка из индейских гробниц Колимы. 

В следующих двух залах перед нами предстают глиняные скульптуры, вазы.

До конца жизни Ранхель держал небольшую мастерскую, где делали мебель по его эскизам и, конечно, рисовал. Как-то раз он собрался и навёл порядок в своей коллекции пре-колумбовских скульптур из могильников Колимы, которую он начал собирать ещё в 30-х. Созданная экспозиция явилась скорее культурно-художественным, чем историческим проектом. Ведь до 60х в Мексике археологические находки никому не возбранялось продавать. Неплохое было подспорье для бедных крестьянских хозяйств! Находки («монос»- куколки, как называли их безграмотные ранчерос) никак не этикетировались, и многие уплыли за границу. Алехандро по возможности покупал их, причём, в первую очередь такие, что поражали его как художника. Собственно, и стиль его выкристаллизовался совершенно определённо под влиянием работ древних мастеров,   что стояли, где попало в доме, а то и под лестницей. Коллекция керамики разделена на два зала. Она собиралась более сорока лет.  Ни одна из скульптур не посвящена жертвоприношениям. В основном они изображают сцены из повседневной жизни. Второй зал- El Horno (Печь). Здесь собраны в основном скульптуры из захоронений, найденных в окрестностях Комалы. Различают три основных стиля керамики, названным по соответствующим им зонам "Colima", "Comala" и "Ortices", которые датируются между 500 г . до н.э. и 600 г .н.э.  Поражают элегантные вазы классического периода (ок. 2000 лет тому назад), по форме представляющие среднее между кругом и квадратом (квадратура круга!). И фигурки, и вазы окрашены в тёплый охристо-красный цвет. Мягкие обводящие линии, реализм и подкупающий  юмор в скульптурах людей и животных. Сосуды в форме пузатых собачек, опять же сочетание реализма и простых геометрических кривых и многоугольников (так вот откуда черпал Алехандро Ранхель основы своего стиля!) .

Когда мы перешли в зал, где располагалась коллекция глиняных статуэток, интервью было ненадолго прервано появлением школьников из летнего лагеря. Ребятишки смирно расселись на полу и внимательно слушали рассказ  сотрудников музея После лекции, самые смелые попросили сфотографироваться с Марией-Эмилией и пожать ей руку.
Затем интервью продолжилось.

Большое место в коллекции доколумбовых скульптур, занимают собачки – xoloizcuintles. И это не случайно.  В давние времена люди верили в существование рая, куда их души попадут после длительного путешествия. Во время этого путешествия душе нужно будет пересечь реку Чинауапан. Помощницей служила собака. Причем собака должна быть не какая-либо, а определенной породы и окраса. Красного цвета! Ко всему прочему, это должна быть своя собака! Поэтому у индейцев существовал обычай убивать одну из собак и хоронить ее вместе с хозяином, чтобы она была проводником в царстве мертвых. А фигурки  собачек из Колимских могильников (tumbas de tiro)- самые древние и знаменитые.
Хроникер Саагун писал во Флорентийской Летописи: “Они заставляли умершего человека держаться за ярко-красную собаку, а шея собаки была повязана хлопчатобумажной нитью. Умершего сжигали вместе с небольшим количеством принадлежавших ему предметов, которые должны были служить ему в течение долгого путешествия в рай”.

Гармоничны и плавны линии статуэток  этих животных. Внимательно настороженные уши, большие округлые бока и расслабленный, почти до земли живот- этих собачек откармливали кукурузой, чтобы потом самих использовать в пищу! Но, есть фигурки  очень стройных собачек. Порой игривые, порой несколько злобного вида (вероятно те, которым приносили человеческие жертвы).

Большинство статуэток выполнено из красной глины с темными, почти черными вкраплениями, отполированные после обжига до зеркального блеска,  В большой витрине расположены бестиарий из более чем сорока забавных животных. Больше всего там собачек, но есть и акула, бобер, летучая мышь, цапля, кукушки-тикус, броненосцы, искусно выполненные раковины.

Танцующие собачки стали символом города Колима. В любом сувенирном магазине можно купить копии этих собачек. А самые большие собачки, в три с лишним метра высотой, установлены на развёртке, откуда начинается трасса на Комалу-Ногейрас.
Стены  этого зала окрашены в ярко-красный цвет  для имитации пламени печи для обжига керамики. Настрой добавляет фольклорная музыка (флейта, барабан, погремушки), негромко звучащая в зале. Много скульптур на бытовые темы. Работающие мужчины, гончары, много фигурок несущих кувшины (запасы для загробного мира?). Мальчик играющий с собакой, воины.  В одной из витрин изображения знахарей (курандейро) с перекошенными от  потребления галлюциногенных грибом лицами.  Только в поздних скульптурах наметились попытки к стилизации, обожествлению персонажей.

А так- обычные, симпатичные люди, немножко юморные, с характерными вполне мирскими физиономиями.

На одном стенде оркестранты увлечённо дудят в раковину, флейту, стучат в барабан, а грудастая певица очаровывает публику захватывающими трелями.

 Незаметно пролетели  шесть часов, которые мы провели в вотчине удивительного, разностороннего  мастера Алехандро Ранхеля Идальго. Человека, которому удалось в символичной манере воплотить образы своего детства и свои исторические корни.  Который оставил в память о себе удивительную прихотливую игрушку- непохожий ни на какие другие музей, истинную жемчужину мексиканской культуры.    Мы выражаем искреннюю благодарность Марии-Эмилии Ранхель за интереснейший рассказ и возможность опубликовать информацию и фотоматериалы.

Корзунович П
Поттосин И
 

ФОТОГРАФИИ АВТОРОВ.



Сайт построен на платформе
Интернити.Креатив

(с) 2004-2008 Павел Корзунович.
Использование статей и фотографий без письменного разрешения автора запрещено.

На главную