Павел Корзунович / Долина Балием (о.Новая Гвинея)
Павел Корзунович
Главная
Новости
Фотогалерея
Архив фотогалереи
Записки макрушника
Хроника Китайского Американца
Приключения муравьишки
Заповедный напев
Тайны дремучих полян
Мечты сбываются (АНОНС)
Олени корабельного леса
Ночные гости
Мегарисса
Журнал сайта НАТУРАЛИСТ
Записки Бутовского отпускника
Два дня в Пикачос (Мексика)
Водный Дракон (Мексика)
Птички невелички у нас в гостях(Мексика)
Коати Тепостлана (Мексика)
Las Piedrotas (Мексика)
Алехандро Ранхель Идальго (Мексика)
Из записной книжки (Мексика)
Отдать швартовы, или пристегните ремни (о.Гаити)
Из ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ (Индонезия)
Долина Балием (о.Новая Гвинея)
Долина Балием (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Острова реликтовых драконов (о.Ринча, о.Комодо)
Остров Канава
Из записной книжки (Папуа)
Бурый пеликан (Куба)
CALOT(Вьетнам)
Красивое(КРАСНОЕ) море (Египет)
Затерянная земля (Египет)
В саду у осьминога
АНГКОР (Камбоджа)
Щурки Тайланда
Технический
О себе
Контакты

Долина Балием (о.Новая Гвинея)

 

ПРАЗДНИКИ И БУДНИ ДОЛИНЫ БАЛИЕМ.

"Жизнь этих людей, их отношения между собой, обращения с женами, детьми, животными, произвели впечатление,
что эти люди довольны вполне своею судьбою, самими собою и всеми окружающими.
Я назвал поэтому эту группу островов... архипелагом Довольных людей."

Н.Н. Миклухо-Маклай. Из дневников 1872 г

Остров Новая Гвинея – это второй по величине остров на земле после Гренландии, его площадь составляет 786 тыс. км². Население – более 7,5 млн. человек. Остров состоит из двух частей – западной и восточной. Название  "Новая Гвинея" острову  было дано Торресом и Ортесом де Рецом в 1545 г ., во время их второго плавания, из-за "темного и курчавоволосого населения", которое они нашли схожим с африканскими неграми.    Западная часть острова принадлежит Индонезии, восточная является независимым государством Папуа – Новая Гвинея. Именно в западную, а не восточную часть, где жил Миклухо-Маклай, нам и предстояло добраться. Несмотря на то, что прошло более 140 лет с тех пор, как там жил и работал известный путешественник, дорога остается относительно долгой и трудной. Однако, биоразнообразие животного и растительного мира, плюс племена папуасов, живущих практически в каменном веке, отодвинули на второй, нет, пожалуй на пятый или десятый план, все мысли о трудностях и дороговизне путешествия. А ведь помимо Новой Гвинеи, мы должны будем посетить острова: Флорес, Комодо, Ринча, Канава, Бали, Яву! Увидеть своими глазами всю эту экзотику, да, никаких денег не жалко! 

Посудите сами, на Новой Гвинее обитают 11 тысяч видов растений (это более 7% всей мировой флоры!), 600 уникальных видов птиц, свыше 400 видов земноводных, 455 видов бабочек и около ста известных видов млекопитающих. Значит будут новые фотографии, новые встречи с животным и растительным миром. 
           Возникает законный вопрос, почему западная часть, а не восточная, государство Папуа Новая Гвинея выбрана для путешествия? Первое- это безопасность. Индонезийская провинция Папуа более безопасна для посещения белыми путешественниками. И второе, пожалуй наиболее главное- это то, что «восточная часть (ПНГ), наиболее экономически развитая гораздо более подвержена антропогенным изменениям. В западной части острова изменениям подверглась лишь одна десятая часть и то не больше, чем на десять процентов. А плотность населения и вовсе мизерная – менее пяти с половиной человек на квадратный километр!

Папуа – это действительно дикая страна, во всех смыслах. Сравните сами: продолжительность жизни (у женщин) в ПНГ – 68 лет, а в Папуа – лишь 50,3 года. Более 20% населения провинции Папуа недоедают, причем питание большей половины детей до 5 лет оценивается, как недостаточное».

Такую информацию я получил на сайте автора и учредителя проекта «в джунгли с географом» Дмитрия Черняховского, с которым нам и предстояло провести три недели в этом путешествии. 
            Итак, наш путь лежит в долину Балием. Несмотря на то, что это место можно назвать одним из самых посещаемых туристами, оно продолжает оставаться одним из самых труднодоступных  на планете.  Добраться сюда можно только по воздуху. Долина настолько неприступна, что местные жители,  до недавнего времени, жили в полной изоляции. В середине двадцатого века голландцами была построена взлетная полоса в Вамене, и началось наступление цивилизации. А ведь еще в 1945 году, на картах, которыми пользовались американские летчики, на месте долины Балием были изображены сплошные горы.

           Размеры долины Балием составляют примерно 60х30 километров. Она расположена на высоте 1800 метров над уровнем моря и окружена довольно высокими горными хребтами, достигающими 4500 метров . Это самая плодородная часть нагорья запада Новой Гвинеи и именуется Ириан-Джая. В ней проживают дани, лани и яли. Поскольку Индонезия – это самая большая мусульманская страна, то естественно, что в ней запрещено потребление свинины, являющейся самым большим лакомством папуасов. 

           Разумеется, что христианские миссии воспользовались этим и обратили местных жителей в христианскую веру. На сегодняшний день более 90% жителей Папуа являются католиками или протестантами. На религиозной или межплеменной почве здесь часто происходили конфликты. Также в шестидесятые – восьмидесятые годы двадцатого века были часты протесты местных жителей. Они требовали отделения Папуа от Индонезии. Местное население не желает жить в составе Индонезии, они даже называют себя меланезийцами. Независимость — вот мечта каждого жителя  индонезийской провинции Папуа. Разумеется, что индонезийское правительство не желало, и не желает потерять такую богатую природными ресурсами провинцию.  С некоторых пор в районе долины существует военный гарнизон для поддержания порядка.  В какой-то мере, благодаря наличию гарнизона и происходит наступление цивилизации на этот регион. Вамена растёт, строятся новые дороги.

           И вот, мы отправляемся в юго-восточную часть долины Балием в племя дани.  Впрочем, не совсем правильно их называть племенем. Дело в том, что дани- это самая многочисленная этническая общность Папуа и составляет порядка 400000 человек. Их делят на две группы- западные дани и дани большой долины. Не известно, как люди поселились в этой долине. Есть вероятность, что их предки проживали на побережье, а затем по каким-то причинам им пришлось уйти вглубь острова. В одном из мифов дани говорится о ПЕЩЕРЕ из которой вышли мужчины. Потом к ним пришли свиньи, а затем и женщины (любопытная очередность!). Люди называли себя ИНИАТЕК- ПЕРВОРОЖДЕННЫЕ.
           Честь первооткрывателя долины Балием принадлежит американцу Ричарду Арчболду. В 1938 году он увидел долину, которая отсутствовала на карте, пролетев над ней на своем самолете. 
           Через  шестьдесят лет Тим Флэннери, крупный специалист по Новой Гвинее, объявил, что Арчболд «в последний раз в истории нашей планеты сумел открыть огромную, никому не известную цивилизацию, которой еще только предстояло вступить в контакт с западной цивилизацией». 
           Мир узнал о народе дани в1964-м - благодаря ленте Роберта Гарднера «Мертвые птицы». Документальный фильм, создавался в течение четырех лет. В нем показана жизнь и культура этого удивительного народа, который называет «мертвыми птицами» трофейное оружие, добытое в битве с врагом. Дани занимают самую плодородную часть долины, в связи с этим, им часто приходилось бороться за свою территорию не только с другими племенами, но и между собой. 
           Несмотря на то, что они жили изолированно от всего мира, в их легендах присутствуют мотивы, схожие с мифами людей из других частей света (например Мексики!). Они верят в духов, которые живут на небесах. Раньше они спускались в долину по лиане и навещали людей. Весьма интересно описание духов: длинноволосые, со светлой кожей и светлыми глазами. У духов волосатые руки и поэтому они их не показывают, скрывая под другой кожей (одеждой). Люди долины обрезали лиану, поскольку духи стали воровать свиней и женщин. Но, наступит время, когда духи восстановят лиану и вернутся с неба на землю. Тогда наступит конец времен (конец света!).  

Девятого августа, у нас была запланирована поездка на ежегодный фестиваль папуасских племен. Однако, из-за Рамадана, он был перенесен на три дня. К сожалению, мы не сможем остаться в Вамене, поскольку билеты заказаны заранее. Поговорили с Микки (наш проводник из племени лани) и он сказал, что можно устроить мини-фестиваль в одной из деревень. Для этого нужно купить поросенка и собрать эн-ное количество денег. Сначала же можно съездить и посмотреть одну из знаменитых мумий. По разным сведениям их осталось от трех до шести. 
            Одна из них- Вим Моток Мабел.  Мумифицировался как правило  вождь, основатель племени. Именно племени, а не этнической общности.  В течение нескольких лет особым методом «копчения» мумифицировался труп. Ему придавали позу человеческого эмбриона.  В каждой крупной деревне была своя мумия, «способная влиять на ход событий», сообщить, как решить какую-либо проблему. Общается с мумией колдун. Он «разговаривает» с ней и узнает необходимые сведения, а затем передает их соплеменникам. В особых случаях мумию сажали в круг собравшихся старейшин, и она участвовала в решении вопросов племени. Это почитаемый символ единства, проводник между этим и потусторонним миром, связь прошлого и настоящего. 
             Не успели мы подойти к воротам деревни,  как навстречу вышли несколько папуасов в национальной одежде, вернее, практически без таковой, и начали настойчиво предлагать нам свои сувениры. Мы сделали по несколько снимков, и тут нас буквально одолели «фотомодели». Все они требовали денег. Причем определенную сумму- 20000 рупий (2 доллара), и никак не меньше! И только сейчас нам сказали, что фотосессии платные. 
            За показ и разрешение сфотографировать мумию, требуется собрать по 50000 рупий с человека. Мы вошли на территорию деревни. Вдоль хонаев (название дома) расположились аборигены со своим товаром. Топоры, котеки, ножи, всевозможные украшения, калебасовые кувшины… Вообщем полный папуасский ассортимент. Цены были явно завышены. Никто из нас ничего здесь не купил. Я сделал пару снимков «от живота, глядя в небо». Звук затвора вызвал некий переполох, и за мной увязалась женщина, требуя заплатить. Слух на этот звук у них уже обострен. Я упорно делал вид, что не понимаю ее. Отстала она только после того, как я дал ей сигарету. Курят местные жители много, причем с самого детского возраста, как мальчики, так и девочки. Показывая указательным пальцем в открытый рот, они не просят еды, они просят сигарету. 

            С удивлением мы увидели в деревне человек пять или шесть полицейских. Они были в бронежилетах, с автоматическими винтовками и все в черных очках. Я так и не понял, они охраняют нас от папуасов, или папуасов от нас. Стройные, подтянутые молодые ребята спокойно наблюдали за происходящим в деревне. Попросили с ними сфотографироваться. Они охотно согласились, и денег, в отличии от папуасов, не попросили. Рядом с самым дальним хонаем  стояла довольно большая колода. Вот сюда и выставят мумию. Решив все финансовые вопросы, мы стали ждать.

Наконец вынесли мумию…   Зрелище, скажу я вам, не из приятных! Это ведь настоящая мумия человека, жившего почти 300 лет назад.     Смотрящий в небо, с открытым ртом вождь, как бы кричал: «Оставьте меня в покое! Я должен давать вам полезные советы, я ваш вождь, а вы выставляете меня напоказ чужим людям…» 
            Вождь у дани был военачальником, объединявшим под своим началом несколько деревень. То есть, это была некая коалиция АБКУНИ (так они себя называли) для отражения атак враждебных кланов (ДИЛИ). 
            Лично у меня осталось не слишком приятное впечатление от посещения этой коммерческой деревни.

 Добираемся до деревни, где нам будет показан традиционный «Праздник свиньи», или как его еще называют- Pig Fest. 
            Согласно археологическим раскопкам, земледелие на Новой Гвинее возникло более 10 000 лет назад! (по другим сведениям и того больше).  Возникает вопрос- почему? Дело в том, что вплоть до четвертого тысячелетия до нашей эры на острове, самыми крупными млекопитающими являлись рукокрылые и грызуны. Из птиц- казуары, райские птицы.   Вот, пожалуй, и вся крупная  дичь для охоты, которая осталась к тому времени. То есть развитие земледелия было вызвано необходимостью. (Вообще-то огороды местных жителей заслуживают отдельного большого рассказа.) Позже на остров были привезены новые культуры и животные. Главные- это свиньи и собаки, которые весьма пополнили рацион папуасов, но были они не столь многочисленны, как этого хотелось бы.  Свинья у народа дани- это своеобразная мера вещей. Поскольку это самое крупное млекопитающее на острове, оно является основным поставщиком мяса для папуасов. Вот ей-то, свиньей, вернее их количеством,  и определяется материальное благосостояние человека. Это своего рода местная валюта, сберкнижка, если хотите. Поскольку поросенок стоит 100-200$, а взрослая свинья порядка 3000$, то взрослея, она обогащает своего хозяина. Свиньями расплачиваются и за невесту, и за лечение. Даже войны начинались из-за украденной свиньи. Просто так, каждый день съедать свинью- большое расточительство. Свиней они считают членами семьи — женщины даже иногда кормят поросят грудью, если погибает свиноматка.
Настоящий праздник свиньи устраивается примерно один раз в пять лет. И принимает участие не одна деревня, а несколько. Во время праздника выбирается «большой человек». Им становится тот, кто зарезал для соплеменников больше свиней.  Мне только не совсем понятно, почему бы не построить большие общественные свинарники, и не выращивать свиней в «промышленном масштабе»? Впрочем, в чужой монастырь… 

«Ва-Уа-Ва-Ва-уа!»
            Мы сначала даже не поняли, откуда раздаются эти звуки. И тут увидели сторожевую башню. Она сделана из перевязанных стволов деревьев диаметром в 10- 15 см . На самом верху, на высоте примерно десяти метров сделана площадка, на которой стоит дозорный. Он зорко осматривает подходы к деревне, и в случае нападения противника, должен подать сигналы тревоги. По возможности, даже сделать первые выстрелы из лука, чтобы приостановить врага. Услышав его сигналы, из деревни выбегают вооруженные воины.  
            Порадовало то, что украшения, оружие, да и сама деревня были настоящие, соответствующие действительности, а не театральная декорация.  Это не было, как в Доминиканской республике, где темнокожие артисты изображали из себя индейцев таино (полностью уничтоженных испанцами через несколько лет после открытия Колумбом о.Эспаньола), причем в их одежде были явные неточности. Или выступление в Москве, возле метро ансамбля эквадорских индейцев, облаченных в одежду североамериканских, но поющих на испанском языке. Хотя, нужно отдать должное- поющих хорошо.
           Да, это было представление, но исполнялось оно весьма талантливо. Войдя на территорию деревни, нам пришлось немного подождать, пока закончится моросящий  дождь.

Зато за это время мы успели посмотреть на выставленные для продажи сувениры. Здесь было все: луки с комплектом стрел, каменные топоры, ножи из кости казуара, украшения из кабаньих клыков, и т.д., как и в предыдущей деревне с мумией, но  цены были гораздо ниже.  Большой интерес вызвали всевозможные котеки.

           Котека (или холим)- это выделанный плод калебасовой тыквы(на языке дани тыква так и называется- holim), который в период совершеннолетия (в 10 лет) мальчикам торжественно одевают на «мужскую часть тела».  Собственно говоря- это папуасские трусы. И в каждом племени котека имеет свою форму и размеры. Праздничная котека больше и украшена, а в будни  дани носят узкую и немного искривлённую котеку. Форму ей придают еще в момент роста тыквы, подвешивая грузики в определенных местах. В результате получается весьма кокетливая форма. Разумеется, что в таком виде дани ходят уже редко, и в основном пожилые мужчины. Мы встречали таких во время похода в юго-восточную часть долины. У всех имеется «цивильная» европейская одежда, а традиционная надевается только по праздникам, ну, и для туристов.

           Однако, не только из тыквы делается холим. Когда мы посещали северо-западную часть долины (деревня племени лани). То совершили поход в горный лес. Там помимо всевозможных орхидей и  крупных белых цветов рододендронов (Rhododendron), род растений семейства вересковых, нам показали удивительное растение-  Непентес, кувшиночник (Nepenthes), род насекомоядных растений семейства непентесовых.   Своей формой и видом они сразу вызвали ассоциацию с котекой. Как правило, котеки делают из плода тыквы-калебаса (Lagenaria siceraria), но,  используются и  плоды  других растений, например непентеса удивительного (Nepenthes mirabilis). У некоторых племен из скорлупы ореха, или просто из свернутых листьев.  Индонезийское правительство попыталось отучить местных жителей от такой «одежды» и выделило большое количество трусов для мужчин и платьев для женщин. Однако, они забыли позаботиться о мыле. Поскольку нательное белье практически не стирали, то у папуасов начали развиваться всевозможные заболевания. На том эксперимент и закончился…

А вот сумку, называемую нокен, носят все женщины без исключения. Причем, независимо от того, где они проживают- в городе, или в деревне. В такой сумке удобно носить овощи, фрукты, свиней и даже детей. Каждую свободную минуту, женщины используют для изготовления таких сумок.

            Наконец, разделившись на две группы и разойдясь в разные стороны, папуасы начали сражение. Гладкие, трехметровые копья в их руках выглядели серьезным оружием. Умение владеть ими было очевидно.

           Особенно выделялся крепкий, больше всех украшенный воин. Он же встречал нас на входе в деревню. Первым делом бросалась в глаза его S-образная котека, украшенная плетением. На голове традиционная шапка с мехом кускуса, украшенная перьями райской птицы. Чуть выше локтей украшение из более длинного и светлого меха. В носу четыре клыка кабана, скрепленных попарно. Одна пара направлена вверх, друга вниз. Над бровями белые перья (похоже какаду). Традиционный «галстук воина», выполненный из мелких ракушек был не очень велик, но все же присутствовал, показывая статус этого мужчины. На спине внушительное украшение из перьев, которое  должно показывать количество добытой на охоте дичи (так ли это сейчас, или просто дань традиции?). Мускулистый, рослый воин, по-моему, он получал явное удовольствие от этой ритуальной войны. Он вообще был самым активным. В нем чувствовалась режиссерская жилка.
           «Противники» то сближались, то расходились. Они делали выпады, направляя свои копья на «врага», при этом демонстрируя мастерское владение оружием, затем отступали, покружившись, вновь наступали на «противника».

Повоевав таким образом некоторое время,

обе группы начали процесс примирения.

Весьма любопытным был принцип войн в долине Балием. Все начиналось с того, что отправлялось приглашение, встретиться для выяснения отношений.
Если противник его не принимал, то все шли по домам и занимались повседневными делами.

           Воевали только в светлое время суток, чтобы духи не смогли вмешаться в ход сражения и помочь той или другой воюющей стороне. Погода тоже могла вмешаться в ход сражения. Поскольку дождь смывал раскраску воинов, то и воевать не было смысла. 
           
Когда конфликты между племенами были настоящими, такие сражения проводились как правило «до первой крови». Для победы, вернее даже для унижения врага, было достаточно убить или тяжело ранить даже одного воина, захватить в качестве трофея его оружие («Мертвые птицы»), а самого поверженного… съесть. Не было хуже оскорбления для воина, чем быть съеденным врагом.
 
           Порой аборигены называли себя «ЛЮДИ РЕКИ БАЛИЕМ».  Несмотря на то, что они были из разных племен- дани, лани, яли, принадлежность к клану, или коалиции, была гораздо важней.  Разные племена объединялись для ведения войн с общим противником. Такой военный союз мог насчитывать до нескольких тысяч воинов, объединенных для ведения ВИМ (название войн).
  
 
          По традиции, умершего кремировали, только тогда он попадал в мир иной, съеденный воин лишался такого права.     Дух погибшего на поле боя следовало умилостивить, иначе живым не будет покоя. МОГАТ (дух) будет насылать на деревню всевозможные беды. Поэтому, следует отомстить за убийство, убив воина врага. Даже не обязательно воина, можно женщину, или даже ребенка!  Совершив вендетту, в деревне устраивали праздник. Вот на нем-то и поедали тела убитых врагов. Съев мозги или сердце врага, победившие получали его ум и силу. Однако, немаловажным фактором каннибализма было пополнение рациона питания белковой пищей. И хотя папуасу в силу строения его организма, требуется гораздо меньше белка, чем европейцу, тем не менее, он нужен. 
           А в это время, племя, потерявшее своего члена, готовило ответный удар. И так продолжалось по кругу…

             Воспитание воинов происходит с детского возраста. Даже игры связаны с войной. Игра в «войнушку» формирует сознание будущего воина. Мальчишки играют (и по сей день) с луками, копьями и ножами. Уже в десять лет мальчик получает вместе с котекой настоящее оружие. 

Лет через пять он наравне со взрослыми воинами сможет принимать участие в военных конфликтах.    

На «сцене» появились женщины и дети. Все вместе начали вести хоровод. Это тоже традиционный коллективный танец. Его исполняют в различных торжественных случаях.

Наконец, дошла очередь до поросенка. В первую очередь требовалось развести огонь.
            Вновь начал моросить дождик, и мы уже начали беспокоиться, смогут ли они развести огонь древним способом. А разводится он следующим образом.

Берется круглая палка и кладется на землю. Затем снизу продевается плоская полоска из ротанговой пальмы (тетива лука выполнена так же).  Взявшись за оба конца полосы, мужчина начинает тереть ее о круглую палку. Под ней находится сухая трава. Я заметил, что что-то они туда еще подсыпали. Какой-то темный порошок. Вначале показался легкий дымок, но дождь загасил его. Еще попытка- вновь неудача. Порвалась ротанговая полоса. Мы уже хотели предложить зажигалку, сказав, что верим в такой способ добывания огня, но вот появились первые клубы дыма.
           Ура! Получилось! Да и не могло не получиться. Таким образом, они тысячелетиями, без всяких зажигалок добывали огонь. И если бы в такой мелкий дождь не умели разводить огонь, то вряд ли бы смогли выжить!  Подув на тлеющие угольки в сухой траве, мужчина показал нам горящую траву. Тут же ему дали мелкие сухие веточки и огонь разгорелся.  Его перенесли к заготовленным, уложенным колодцем дровам и развели уже большой костер. На нем будут нагревать камни и палить шкуру поросенка.

Одна из женщин уже несла его к мужчинам.

Двое из них взяли поросенка за задние ноги и за уши. Я начал искать более удачное место для съемки, боясь пропустить этот процесс. Тогда один из воинов взяв меня за руку, подвел на самое выгодное место. Здесь было видно все.  К держащим поросенка мужчинам подошел третий с луком и стрелами.

    Наконечники стрел у папуасов самые разнообразные, и выполнены из разных материалов.
           Для свиней используются наконечники из бамбука. Они имеют листовидную форму и выполнены без зазубрин. Такой наконечник легко пробивает плоть поросенка, не отскакивая от нее. Подойдя на расстояние чуть более метра, лучник произвел выстрел. Стрела глубоко вошла в тело поросенка. Из раны заструилась кровь. Немного подержав поросенка навесу, они положили его на землю. Однако, поросенок вскочил и начал бегать. Тогда один из мужчин, завалив его ногой, воткнул стрелу в рану и повращав в ней, добил поросенка…  
           Такую сцену пожалуй можно отнести к разряду «Жестокое обращение с животными».   Однако, мы смотрим на нее и оцениваем со своей колокольни. Для них- это жизнь, необходимость. Делают они это только для еды. Просто так убивать животных, чтобы повесить рога или голову на стену, они не будут. Добытое на охоте животное используется на все 100%. Все съедобное- съедается, остальное идет на изготовление орудий или украшений. 

           

 

           http://pakor.fotopage.ru/new_node_144/new_node_145  продолжение

 

           

 

           

 

            

 

 

 

            

 

 

 

 

 

        

 

          

 

            

 

          

 

         

 

 

        

 

 

 

           



Сайт построен на платформе
Интернити.Креатив

(с) 2004-2008 Павел Корзунович.
Использование статей и фотографий без письменного разрешения автора запрещено.

На главную