Заказать фотоколлаж онлайн посмотреть .;Купить диплом тольятти смотрите на http://diplomyx.com .
Павел Корзунович / Долина Балием (о.Новая Гвинея) / Долина Балием (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Павел Корзунович
Главная
Новости
Фотогалерея
Архив фотогалереи
Записки макрушника
Хроника Китайского Американца
Приключения муравьишки
Заповедный напев
Тайны дремучих полян
Мечты сбываются (АНОНС)
Олени корабельного леса
Ночные гости
Мегарисса
Журнал сайта НАТУРАЛИСТ
Записки Бутовского отпускника
Два дня в Пикачос (Мексика)
Водный Дракон (Мексика)
Птички невелички у нас в гостях(Мексика)
Коати Тепостлана (Мексика)
Las Piedrotas (Мексика)
Алехандро Ранхель Идальго (Мексика)
Из записной книжки (Мексика)
Отдать швартовы, или пристегните ремни (о.Гаити)
Из ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ (Индонезия)
Долина Балием (о.Новая Гвинея)
Долина Балием (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Острова реликтовых драконов (о.Ринча, о.Комодо)
Остров Канава
Из записной книжки (Папуа)
Бурый пеликан (Куба)
CALOT(Вьетнам)
Красивое(КРАСНОЕ) море (Египет)
Затерянная земля (Египет)
В саду у осьминога
АНГКОР (Камбоджа)
Щурки Тайланда
Технический
О себе
Контакты

Долина Балием (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

 
           В разные эпохи, в разных регионах Земли, нормы морали были различны. Чего стоят европейские  средневековые орудия пыток, охота на ведьм, когда сжигали на кострах, пытали на дыбе… Мало ли таких примеров. Так что же мы хотим от жителей Новой Гвинеи, которые менее 50-ти лет назад впервые стили пользоваться железными орудиями труда? 

           Затем, опалив шкуру поросенка на костре, его понесли на разделку. Положив на заранее приготовленные листья банана, папоротника и каких-то еще трав, один из мужчин начал ловко орудовать бамбуковым ножом.

           На вид несерьезная полоска бамбука, довольно легко резала плоть поросенка.  Выпотрошив поросенка, внутренности и мясо были отнесены к приготовленной яме, дно которой было устлано горячими камнями.

           Сегодня кости рубят уже железным топором! Завернутое в листья мясо вместе с разнообразными травами уложили на камни, сверху тоже придавили камнями, присыпали углями и стали ждать…

            Пока поросенок готовился, женщины устроили танцы.  Они хлопали в ладоши, приплясывая, выбивали ритм голыми ступнями, и при этом напевали свой нехитрый мотив. Некоторые из нас приняли участие в этих танцах.

Показали нам, как стрелять из лука, пользоваться копьем. Кто-то пошел покупать очередные сувениры, осматривать деревню. Расположение домов в деревне тоже имеет свою традицию.
           В самом дальнем от входа конце, располагается мужской дом. С обеих его сторон находятся «оружейные комнаты».  По правую сторону от входа, дом семьи вождя. За ним следуют дома семей его родственников. С левой стороны располагается хозяйственный дом. Это длинная постройка, где занимаются рукоделием женщины деревни и живут дети. В мужском доме хранятся племенные святыни. Сюда вход женщинам запрещен. Не пустили в него и нас, как чужаков.

            Обязанности в деревне четно распределены. Строительство, война  вскапывание огородов ложится на мужские плечи. Все остальное делают женщины и дети. Для исполнения мужских обязанностей существует свой, отдельный дом. У мужчины дани жен может быть столько, сколько он сможет «купить», т.е. заплатить выкуп. А такой выкуп недешев. За будущую жену нужно заплатить несколько свиней. Как я уже говорил, стоят они не дешево!

Однако, после рождения ребенка, на половые связи супругов, накладывается табу. Длится оно на весь период вскармливания ребенка материнским молоком. А порой доходит и до  пяти лет! Табу дает возможность избежать следующей беременности и вырастить более здорового ребенка. Если учесть, что достаточное количество белковой пищи у них отсутствует, а повседневный труд довольно тяжел, то такой запрет способствует восстановлению женского организма после беременности.

            Видели мы и женщин, у которых отсутствовали фаланги на пальцах. Это тоже древний ритуал скорби по умершему родственнику.  У некоторых отсутствовали фаланги на 5-7 пальцах обеих рук. Столько близких родственников они потеряли. Фаланги рубятся специальным каменным топором.
           Затем, по древнему обычаю, они бросаются в погребальный костер и сгорают вместе с родственником. Мужчины же обрезают себе часть уха. Как правило мочку. Один из воинов показал нам такое обрезанное ухо. 

           Я попытался выяснить у Микки о религии местных жителей. Во что верят, кому поклоняются. Однако, он сказал, что со мной на такую тему не станут разговаривать. Я чужак, а это запретная тема для таких, как я. Вера в силу слова, весьма велика у местных жителей. Даже между собой они говорят на эту тему шепотом, чтобы никто не услышал. У каждого племени имеется свой тотем- зверь прародитель. У народа дани- это большая пестрая птица. Немного он рассказал, поэтому, дома пришлось покопаться в литературе.
            В одном из мифов дани, говорится о людях, вышедших из ПЕЩЕРЫ вместе с птицами, млекопитающими, рептилиями и насекомыми. Первочеловек- НАКМАТУГИ по их просьбе разделил все живые существа по типам, но поместил людей и птиц вместе.  Птицы не согласились с таким объединением и улетели от людей. Тем не менее, они и по сию пору считаются родственниками. Хотя, в мифе о птице и змее, птица была виновником того, что человек стал смертным. Змея хотела, чтобы человек возрождался из мертвых, как перерождаются змеи после линьки, а птица считала, что человек должен оставаться мертвым, а его соплеменники, в знак траура, покрывать себя грязью (эта традиция осталась до сегодняшних дней). В соревновании между змеей и птицей победила птица. Люди стали смертными, а военные трофеи называть «мертвыми птицами». Себя же они украшают перьями птиц, показывая таким образом свое родство с птицами.  

             Но, весь мир населен добрыми и злыми духами, а горы, деревья, даже камни – все это живые существа. Совсем, как у Дерсу Узала : «Его все равно люди, только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай! Все равно люди.»

Даже оружие у папуасов имеет свою душу. Чтобы оружие хорошо служило в бою или на охоте, над ним совершают определенный ритуал. Поют песни, дают наказы, как себя вести.  Оружие для мужчины является его неотъемлемой частью. Оно всегда при нем.

Не только взрослые, но и  подростки ходят с большими мачете. А уж взрослых мужчин с луками, нам приходилось видеть много раз. И это вовсе не бесполезный традиционный аксессуар, это боевое или охотничье оружие.  Лук совсем не похож на древний славянский лук, состоящий из трех частей- плечей и рукоятки. Папуасский лук изготовляется из целого куска дерева. В основном это различные виды пальм. Боевой лук несколько больше охотничьего и достигает человеческого роста. На этом различия и заканчиваются. Тетива выполняется из плоской полосы ротанговой пальмы и всей плоскостью выталкивает стрелу. Стрелы делаются из бамбука или тростника. На них отсутствует оперение и следовательно это оружие ближнего боя, поскольку без оперения, точность на большое расстояние обеспечить невозможно. Практически это мини дротики.

Примечательны наконечники стрел. Существует несколько категорий стрел.
           Практически их две- боевые и охотничьи. Наконечники боевых стрел выполнены из древесины казуарины, гардении. Они имеют несколько форм: шиловидные с надпилом, для обламывания в ране врага, плоские с крючками, как на гарпуне, для затруднения извлечения из раны, и веретенообразные, закрепленные на стреле ротанговой нитью таким образом, чтобы при вытаскивании из раны, наконечник соскочил с древка стрелы и остался в ране. Охотничьи тоже имеют несколько форм: с несколькими остриями для охоты на птиц, с шаровидным утолщением для охоты на кускуса, с листовидным бамбуковым наконечником для свиней. Убойную силу последних мы видели только что.   У лучника в руке несколько стрел. Они удерживаются вместе с самим луком и быстро доступны для выполнения следующего выстрела. Никаких колчанов у них нет. Стрелы всегда в руке. Воины постоянно тренируются в стрельбе из лука. Есть у них и свои тактические обманные приемы. Например, целясь в противника, сделать ложный выстрел без стрелы, а затем послать стрелу в противника, когда тот решит, что стрелок промахнулся. Раненого воина, как правило, добивали костяным ножом или копьем, вращая оружие в ране, как это было сделано с «фестивальным
»  поросенком. 

Получив ранение, воина не так беспокоила физическая боль, как страх от того, что через рану может уйти его ЭТАЙ-ЭКЕН. То есть душа, которая располагается в верхней части солнечного сплетения. Кстати, статусные «галстуки» воинов прикрывают именно эту часть тела, почти, как кольчуга. Удалив из тела раненого воина стрелу, ему делали надрезы на животе, чтобы выпустить «черную кровь», которая и вызывает страдания. Затем, следовало особыми заклинаниями, вернуть душу на место. Помимо заклинаний, нужно обязательно дунуть на раны и в ухо больного.

         Да, а как там наш поросенок? Пока мы разговаривали о верованиях и оружии, поросенок был готов.  Приготовленное мясо было отнесено к мужскому дому, и один из мужчин разрезал его бамбуковым ножом.
         
Поделив приготовленного поросенка по папуасской справедливости: лучшие куски мужчинам, худшие женщинам, остатки детям, они начали пир. 

           Женщины и дети с удовольствием поедали траву и листья, в которых запекался поросенок. Пропитавшись свиным жиром, они стали еще вкуснее и питательней.

             Угостили они мясом и нашу группу.  
            Правда мне мяса не досталось, так как я в это время ненадолго отлучился помыть руки и посмотреть на содержащегося в загоне казуара.  Это была молодая  птица. Она еще не приобрела свойственную взрослым птицам окраску. Фотосъемка на территории деревни была оплачена и все жители с удовольствием нам позировали, а вот хозяин казуара затребовал 10000 рупий за съемку. Я отказался. Дело не в том, чтобы заплатить эти деньги. Во-первых, мы и так заплатили вполне приличную сумму, а во-вторых, стало утомлять это вытягивание денег. Но, птица это весьма интересна и важна для всех жителей Новой Гвинеи.

           Как я уже и говорил- это единственная крупная птица на всем острове. Причем не только из-за мяса на нее охотились, но и из-за перьев, которые шли на украшение и из-за крупных костей, из которых изготавливались орудия труда и оружие. Даже из крупных когтей делали наконечники стрел.  Ее название (Casuarius) произошло  от папуасского названия  kasu weri, что означает «рогатая голова». Это самая опасная птица на Земле. Она способна нанести смертельный удар своими мощными ногами. Охотятся на них как правило с помощью сети. Но, часто просто разводят в загонах в деревне, что мы и увидели здесь.  А изделия из костей и перьев этой огромной птицы были как на самих папуасах, так и лежали для продажи.

         Но, не только перья казуаров и райских птиц используют они для украшения. С помощью «Определителя птиц Новой Гвинеи», мы попытались выяснить, на каких птиц они еще охотятся для этих целей. Нашли совместными усилиями пять-шесть похожих. Ими оказались несколько хищников, но в основном райские птицы и попугаи.

А время неумолимо летело. Пять часов вечера, скоро стемнеет, пора и честь знать! Нужно еще подумать об ужине. Во время последних дней празднования Рамадана, практически все заведения закрыты, и мы рисковали остаться голодными.
        
К нашей большой радости, водитель автобуса сказал нам, что его хозяин приглашает всю нашу группу к себе. По существующей традиции, в последние дни Рамадана следует поделиться пищей с нуждающимися. В данном случае, таковыми оказалась группа из тринадцати человек, приехавшими из России. Это приглашение было принято с большим удовольствием…  Попрощавшись с жителями деревни, мы сели в автобус.

         А хозяева деревни сейчас снимут  с себя праздничные украшения, смоют боевую раскраску, переоденутся в европейскую одежду и займутся привычными повседневными делами.
        
Как сложится их дальнейшая судьба? Смогут ли адаптироваться жители провинции Папуа к натиску цивилизации, принесет она им благо, или наоборот?

Ведь в цивилизацию их только поманили. Сейчас, переехавшие в город папуасы, живут там практически бесправными. Это видно даже по выражению их лиц. Хмурые, насупившиеся, глядящие на Вас исподлобья (но, чем дальше от города, тем дружелюбней становятся местные жители).   Их используют только на «черной работе». Даже водители маршруток, и те индонезийцы! По утрам мы часто видели выстроившиеся очереди для получения какой-либо работы.   
           Конечно, существуют и исключения из правил.
Местными велорикшами могут быть только папуасы! 

С точки зрения добычи полезных ископаемых, это весьма богатый регион. Здесь обнаружены медь, золото, уран, крупные залежи нефти. Индонезия вряд ли захочет лишиться такого богатства.   Большие перемены происходят в городах, поселках, и деревнях. Но, гораздо большие перемены происходят в душах местных жителей. Особенно тяжело происходит адаптация тех, кто покинул привычные деревни и переселился в города.  Они оказались неприкаянными. Отказались от старого, но, новое очень неохотно принимает их к себе. Вот и видишь на улицах Вамены людей с «тяжелым» взглядом исподлобья, унылых и порой агрессивных. Не очень-то они теперь похожи на «довольных людей». А ведь не только дани, лани и яли проживают на территории Папуа, принадлежащей Индонезии. В самой мокрой и болотистой местности с высокой степенью влажности живут асматы. Их насчитывается порядка 70000 человек. В восточном регионе на деревьях строят свои дома короваи. Их около 3000 человек. Глубоко в чаще леса живут одни из самых загадочных людей племени комбаи. В самом начале, я говорил, что всего лишь на 10% подверглась изменениям десятая часть территории, но, пройдет не так много времени, и большая часть Западного Папуа изменится.
           Полагаю, что лет через десять от всей этой экзотики не останется и следа. Построят туристические отели, где по вечерам перед отдыхающими будут выступать артисты «Народного Папуасского Театра», а в супермаркетах и на рынках будут продаваться сувениры, изготовленные на «Ваменском Сувенирном Заводе».  Вырубят лес, перекопают горы… Находясь во власти мировой экономической
жадности, мы сами того не подозревая убиваем свою Землю…

           Завтра мы покидаем долину Балием и отправляемся на северное побережье острова. Там мы проведем почти три дня на «диком пляже», расположенном прямо у джунглей. Будет свободное время для фотографирования, изучения местной флоры и фауны. А затем мы отправимся на острова Флорес, Ринча, Комодо, Канава...
Наверняка будут и новые встречи и свои маленькие «открытия»!
 
 

АВГУСТ 2013 г .
http://pakor.fotopage.ru/new_node_146 ОСТРОВА РЕЛИКТОВЫХ ДРАКОНОВ.



Сайт построен на платформе
Интернити.Креатив

(с) 2004-2008 Павел Корзунович.
Использование статей и фотографий без письменного разрешения автора запрещено.

На главную